Самые необычные здания москвы

Содержание

Москва – это город десятков тысяч достопримечательностей, среди которых — исторические памятники, шедевры архитектуры, уникальные современные строения, красивейшие парки. Но есть в столице дома, которые выделяются даже на фоне такого феноменального разнообразия.

Дом-паровоз

Дом-паровоз – здание в стиле конструктивизма, построенное на месте Государева Житного двора – складского комплекса XVII в., в который свозились продовольственные запасы со всей страны. Отсюда и второе название «Дома-паровоза» — Запасный дворец.

Удивительно, но авангардное строение было построено в 1760 году, и его стены помнят времена наполеоновского нашествия. Конечно, «Дом-паровоз» выглядел тогда совсем не так, как сейчас.

Это был квадратный комплекс из четырех корпусов и расположенной в центре двора церкви. Корпуса и подвальные помещения использовались для хранения зерна, мяса, овощей, рыбы.

Запасный дворец – одно из немногих в столице казенных строений, уцелевших после страшного пожара 1812 г. Согласно легенде, в здании были размещены раненые солдаты, причем, как русские, так и французские. После изгнания Наполеона из Москвы, во дворце жили оставшиеся без крова москвичи.

После революции столичные власти передали здание Народному комиссариату путей сообщения. В 1932 г. архитектор-конструктивист И. Фомин начал радикальную переделку дворца. Строители увеличили этажность здания до пяти, выровняли фасады, убрали лепнину и украшения, с окон удалили каменные наличники. Со стороны Садовой-Черногрязской улицы к комплексу пристроили башню с часами. Высота башни составила 9 м. В результате все черты Запасного дворца исчезли, и перед москвичами предстал дом, очень похожий на паровоз. Так его и прозвали в народе.

В настоящее время в здании располагаются офисы РЖД.

Адрес: Новая Басманная ул., дом 2/1, стр. 1.

Дом-яйцо

Дом-яйцо – относительно молодая достопримечательность столицы: спроектировано это необычное здание было в 1998-2001 гг., построено – в 2003-ем. Реализацией необычной идеи занималась целая группа талантливых архитекторов: С. Ткаченко, В. Чулкова, С. Ануфриев, О. Дубровский, Г. Николашина и другие.

За 15 лет с момента постройки Дом-яйцо стал важным туристическим объектом столицы, вошел в список самых необычных зданий не только Москвы, но и всего мира.

Строение в виде выкрашенного в красный цвет яйца пристроено к восьмиэтажному дому. Здание очень нарядное и праздничное, на него невозможно не обратить внимание.

Столичные власти далеко не сразу согласились на постройку Дома-яйца: высказывались мнения, что эпатажное сооружение разрушит архитектурный облик улицы Машкова, на которой расположено много доходных домов начала XX в.

Площадка под строительство была очень маленькая, и перед архитекторами стояла задача создать что-то небольшое, но яркое, запоминающееся. По словам архитектора С. Ткаченко, идея о создании Дома-яйца пришла к нему во время посещения музея Карла Фаберже.

Стены здания построены из утепленного кирпича толщиной в 640 мм, облицовка выполнена из керамической плитки малинового цвета, крыша покрыта медными листами.

В техническом плане Дом-яйцо – это четырехэтажное здание с общей площадью внутренних помещений в 342 кв. м. Под домом обустроена подземная стоянка на 4 автомобиля. Со стоянки в квартиру можно попасть на лифте.

На первом этаже Дома-яйцо находится прихожая, холл, кладовые, сауна и тренажерный зал. Второй отдан под комнату прислуги, столовую и кухню. Здесь же находится санузел площадью в 45 кв. м.

Третий этаж – это две спальни площадью по 25 кв. м. с индивидуальными туалетами и лоджиями; на четвертом этаже находится 57-метровая гостиная с куполообразным потолком высотой в 4,5 м. Купол расписан в стилистике Ренессанса.

В настоящее время (2018 г.) Дом-яйцо выставлен на продажу. Стоимость этого чуда архитектурной мысли фантастическая – 356 млн. руб.

Адрес: г. Москва, ул. Машкова, 1/1

Дом-комод

Уникальное здание в центре Москвы. Немного похожий на комод старинный особняк – единственный в столице представитель стиля расстреллиевское барокко. Это очень красивое, гармоничное строение с интересной историей.

Дом-комод был возведен в 1766 г. Заказчиком выступил граф М. Апраксин, представитель влиятельной российской династии. История не сохранила имени архитектора, но, очевидно, что это был ученик великого архитектора Растрелли. Дому присуща пышность, нарядность, фасад обильно украшен лепниной, колоннами, углы здания скруглены.

Внешне Дом-комод напоминает уменьшенную копию Зимнего дворца. Для Москвы такие архитектурные формы нехарактерны: в Белокаменной уже к середине XVIII в. полностью доминировал стиль классицизм.

В 1772 г. особняк приобрели князья Трубецкие, к фамилии которых москвичи тут же добавили приставку: «Трубецкие-Комод». В доме князей давались уроки танцев, которые посещали юный Саша Пушкин и его сестра Ольга. В гости к Трубецким неоднократно приходил Ф. И. Тютчев.

В 1861 г. наследник разорившегося рода был вынужден продать дом Московскому университету. Руководство учебного заведения разместило в здании 4-ю мужскую гимназию, выпускниками которой были многие знаменитости: авиатор Н. Жуковский, режиссер театра К. Станиславский, академики А. Шахматов и П. Виноградов, предприниматель С. Морозов и т.д.

В советское время Дом-комод был превращен в коммуналку. Расселение квартир и комнат было произведено только в 1946 г. Первый этаж здания занял НИИ геофизических методов разведки, второй – Дом пионеров Бауманского района Москвы. Дом пионеров посещала будущая поэтесса Б. Ахмадулина.

В наше время Дом-комод полностью отреставрирован в соответствии с рисунками и чертежами XVIII в. В особняке снимают офисы различные учреждения.

Адрес: ул. Покровка, д. 22.

Чайный дом

Чайный дом – частичка древнего Китая в центре Москвы. Это красивое и оригинальное здание, в котором в XIX в. размещался чайный магазин Перлова.

Династия чаеторговцев Перловых – самая известная в России. Первую партию чая Перловы доставили в империю в 1807 г.

В 1875 г. владелец компании Сергей Васильевич Перлов приобрел на Мясницкой улице Москвы небольшой участок. По поручению предпринимателя известный архитектор Роман Клейн построил трехэтажный дом в стиле Ренессанс.

Китайские черты зданию были приданы гораздо позднее, в 1895 г.: Москва в то время готовилась к приезду из Цинской империи видного гостя – наместника и миллиардера Ли Хунчжана. Планировалось, что сановник остановится в доме Перлова.

Декоратор Карл Гиппиус провел грандиозную работу, превратив рядовой для Москвы особняк в здание, которым гордилась бы и столица Поднебесной. Фасад был украшен восточным орнаментом, статуями драконов и змей, изогнутыми балкончиками. Материалы для отделки закупались в Цинской империи.

В центральной части крыши была установлена башня-пагода – непременный элемент китайской архитектуры. Правда, в итоге Ли Хунчжан остановился в другом доме и не увидел результатов труда Гиппиуса, зато Москва получила одно из самых необычных и красивых зданий.

После революции Чайный дом некоторое время использовался в качестве жилого, затем его по каким-то причинам забросили. В 1990 г. архитектурный памятник представлял собой жалкое зрелище.

В середине 90-х начались работы по реставрации Чайного дома. В наше время здание полностью восстановлено, в нем находятся крупнейший в Москве чайный магазин и кондитерская.

Адрес: ул. Мясницкая, д. 19.

Испанское подворье

Особняк Морозова на Воздвиженке имеет и второе название «Испанское подворье». Этот замок стабильно входит в перечни самых необычных зданий Москвы. Архитектурный облик Испанского подворья был настолько смелым и революционным для XIX в., что сразу после постройки пресса призывала снести особняк, чтобы не портить ансамбль улицы. Даже в одном из романов Льва Толстого, «Воскресении», содержатся жесткие выпады в адрес дома Морозова.

В наше время произошла переоценка здания, и Испанское подворье считается архитектурным шедевром, похожим на сказочные дворцы.

Особняк был построен в 1899 г. по заказу промышленника Арсения Морозова. Строительством занимался архитектор В. Мазырин, в поисках вдохновения изъездивший весь юг Европы. В Португалии зодчий увидел средневековый замок Пена, который оставил в его душе неизгладимое впечатление. Возвратившись в Россию, Мазырин создал проект уникального дома в невероятном для нашей страны мавританско-испанском стиле.

Вход в дом расположен между двух округлых башен, украшенных ажурными карнизами, ракушками, лепниной, витыми колоннами. Декор придает зданию удивительный колорит: кажется, что этот дворец должен находиться в солнечном Мадриде, а не в заснеженной Москве. Мазырин подошел к строительству творчески, он создал много декоративных элементов, никогда ранее не употреблявшихся, кроме того, архитектор разбавил неомавританский стиль модернистскими и классическими компонентами.

Внутренние интерьеры полностью отражают представление эксцентричного миллионера Морозова о красоте. Залы потрясают обилием золота, статуй, лестниц в готическом стиле, люстр и вазонов в стиле ампир. Некоторые помещения убраны в стиле барокко, другие – в арабском или китайском стилях.

Арсений Морозов был в восторге от своего нового дома, но прожил он в нем недолго. В 1908 г. промышленник скончался от заражения крови.

После революции здание ненадолго заняли бездомные, затем – артисты бродячего цирка. В 30-е годы Испанское подворье занимало посольство Японии, в 40-е – Англии, а в 50-е – Индийское посольство.

Читайте также:  Почему через кабель hdmi нет звука

В 1959-ом г. в особняке разместился Дом дружбы народов, в котором проходили встречи иностранных гостей, показы зарубежных фильмов.

В 2003 г. дом был полностью отреставрирован. С 2006 г. Испанское подворье является собственностью Правительства РФ, в нем располагается Дом приемов. Здесь проходят международные встречи, пресс-конференции, заседания и т.д.

Адрес: улица Воздвиженка, д. 16.

Римский дом

Москва – город, вобравший в себя множество культур и архитектурных тенденций. Чтобы ощутить себя на улочках Рима, необязательно ехать в Вечный город. В Москве, во 2-ом Казачьем переулке, стоит дом, построенный в классической итальянской манере.

Здание переменной этажности с мансардами, балкончиками, портиками и колоннадами возвел современный российский архитектор М. Филиппов.

Полукруглый дом образует типично итальянский дворик с круглой лужайкой, лавочками и статуями в древнеримском стиле.

Несмотря на молодость, здание стало важной достопримечательностью.

Адрес: 2-й Казачий пер., 4, стр. 1.

Дом-улей (Дом Мельникова)

Одно из самых удивительных и необычных зданий мира. Дом-улей построил по собственному проекту известный советский архитектор Константин Мельников. Мастер планировал жить в этом особняке с семьей, а также разместить в нем мастерскую.

Дом Мельникова – ярчайший пример авангарда в архитектуре, строение, которое изучают в архитектурных школах по всему миру.

Здание состоит из двух соединенных цилиндров, при взгляде со стороны Арбата оно напоминает Пизанскую башню. Сразу обращают на себя внимание необыкновенные окна ромбовидной формы. Окна (которых ровно 108) покрывают дом плотно, как ячейки пчелиного улья. Именно с этим связано народное название строения.

Мельников утверждал, что круглая форма – наилучший способ сэкономить строительный материал. Вход в здание расположен в малом цилиндре со стороны Кривоарбатского переулка. Над входом – огромное окно с надписью «Константин Мельников. Архитектор».

Внутри Дом-улей поражает продуманностью и удобством интерьеров. Всего в доме 13 комнат, верхний этаж представляет собой единое пространство, в котором и размещалась мастерская Мельникова. Между этажей жители дома перемещались с помощью винтовых лестниц.

Чтобы добиться от советской власти разрешения на возведение частного дома, архитектор пошел на хитрость: он заявил, что его строение станет образцом для домов грядущей эпохи коммунизма.

В наше время (2018 г.) Дом-улей находится в ненадлежащем состоянии. Специалисты бьют тревогу: в стенах архитектурного памятника появились трещины, наблюдается проседание фундамента.

Адрес: Кривоарбатский пер., 10.

Самый длинный дом в Москве

На Варшавском шоссе находится колоссальное строение, которое иногда называют «лежачим небоскребом». Длина этого невероятного дома – 978 м. Если бы дом мог принять вертикальное положение, его этажность составила бы 390 этажей.

Самое длинное в столице здание принадлежит научно-производственному объединению НИЦЭВТ, созданному на базе советского конструкторского бюро, собравшего первый в СССР компьютер «Стрела».

Строительство «лежащего небоскреба» началось в 1969 г., завершилось в 1970-ом. Конструкция здания отличается особой прочностью и надежностью. Величина дома поражает воображение: только на одной стороне строения расположено 1650 окон. Здание протянулось на три автобусные остановки. Сотрудники рассказывают, что в советское время, чтобы попасть из одного отдела в другой, их коллеги совершали поездку на автобусе.

В наше время в «лежачем небоскребе» находятся офисы многих компаний и фирм.

Адрес: г. Москва, Варшавское шоссе, 125

Дом-кольцо

В Москве есть два дома в виде кольца. Среди москвичей их называют «старшее кольцо» и «младшее кольцо». Строительство многоэтажек столь необычной формы связано с требованием властей Советского союза к архитектурным бюро страны: создавать в Москве как можно больше оригинальных зданий.

Эта концепция привела к появлению сталинских высоток, но их строительство было дорогим и хлопотным делом. В 70-е годы архитектор Е. Стамо решил придать необычный вид обычным панельным многоэтажкам, выполнив их в форме круга.

В 1972 г. на улице Нежинской был возведен первый такой дом. Сооружение получилось грандиозным: 26 подъездов, 913 квартир. По сути дела, это был целый микрорайон внутри микрорайона. Внутренний двор Дома-кольца по размерам соперничал с футбольным полем.

Жить в необычном здании считалось престижно и удобно. В Доме-кольце находились аптека, магазины, салон красоты, швейное ателье. В принципе, жильцы могли вообще не выходить в город, оставаясь в пределах своего дома и двора.

Проект был признан успешным и, в 1979 г., накануне Олимпиады, началось строительство второго дома. Количество квартир в «новом кольце» достигало 936. Дом разместился у подножия Поклонной горы. Место было выбрано исключительно удачно: с высоты можно было сполна оценить необычность архитектурной задумки.

Стамо и его товарищи были готовы продолжать возведение Домов-колец, но столичные власти сочли концепцию исчерпанной. История показала, что чиновники были правы, и кольцеобразные дома стали уникальной достопримечательностью города.

Адрес «старшего дома»: ул. Нежинская, 13.

Адрес «младшего дома»: ул. Довженко, 6.

Несколько лет я занимаюсь проектом «Москва. Детали» — рассказываю обо всем тайном, уходящем и московском и делюсь необычными местами и архитектурными находками. Среди зданий, о которых я пишу, есть экземпляры, где хотя бы раз в жизни должен побывать каждый интересующийся архитектурой.

Ниже — 15 из примерно двухсот таких объектов: побывайте внутри них с помощью этого материала.

По традиции все адреса из статьи есть на карте: сохраните ее себе, когда соберетесь на экскурсию по архитектурным сокровищам.

Отправьте эту карту себе в Телеграм или поделитесь с друзьями.

Высотка на Котельнической

Кратко: знаменитая сталинская высотка, часть которой была построена еще до войны
Адрес: Котельническая набережная, 1/15

Источник: Михаил Егоров / Wikipedia

Немного истории. Одна из семи сталинских высоток, которые построили в начале 50-х. У нее есть важное отличие от остальных «сестер»: корпус, что стоит вдоль Москвы-реки, построили в 1938 году, почти за 15 лет до того, как возвели саму высотку. К 800-летию Москвы к нему пристроили еще два корпуса — в итоге получился единый архитектурный комплекс «Высотка на Котельнической».

Почему стоит здесь побывать. Увидеть величественные интерьеры холла главного корпуса и лучший вид на Зарядье и Красную площадь. Проникнуться пыльной атмосферой элитного советского жилого дома, которая по-прежнему там сохраняется.

Как попасть внутрь. На входе пропускной режим, но внутрь можно попасть в рамках экскурсии в музей-квартиру балерины Галины Улановой: она расположена в том самом главном корпусе-башне с красивым холлом. На момент написания этой статьи музей закрыт по техническим причинам, об открытии сообщат на сайте. Еще есть вариант снять недорогую квартиру в этом доме — иногда на сайтах аренды всплывают такие варианты. Или напроситься к кому-то в гости.

Государственная электрическая станция № 1 им. П. Г. Смидовича

Кратко: крупнейший индустриальный объект в самом центре Москвы
Адрес: Раушская набережная, 10

Немного истории. Эта станция — одна из старейших действующих электростанций страны. Она входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный памятник промышленной архитектуры. Один из авторов проекта — заслуженный архитектор Иван Жолтовский. ГЭС-1 ввели в эксплуатацию еще в 1897 году. Для сравнения: ГЭС-2 неподалеку представляет аналогичную архитектурную ценность, но уже прекратила деятельность, и сейчас ее перестраивают в культурный центр.

Почему стоит здесь побывать. Даже если вас не трогают гигантские машинные залы и открывающиеся из их окон панорамные виды на Москву-реку и Зарядье, трудно остаться равнодушным, глядя на стеклянный фасад ГЭС-1 , который выходит во внутренний двор и практически не виден из-за высоких заборов этого режимного объекта.

Как попасть внутрь. Изредка на территории ГЭС-1 проводят экскурсии, узнать про них стоит в «Мосэнерго». Экскурсия — единственный шанс попасть внутрь, если вы там не работаете.

Здание клуба-ресторана Powerhouse Moscow

Кратко: вечеринки с передовой электроникой в интерьерах старинного особняка с деревянной резьбой
Адрес: ул. Гончарная, 7/4

Немного истории. Это классический старомосковский дом с полуподвальным каменным цоколем и жилым вторым этажом, который украшен деревянной резьбой. Здание построили в 1899 году по проекту архитектора В. Г. Сретенского. В советское время этот дом занимали административные учреждения, а в 2013 году его арендовали для устройства ночного клуба, ресторана и студии звукозаписи Powerhouse Moscow.

Почему стоит здесь побывать. Потанцевать и выпить в интерьерах настоящего старомосковского дома. Посидеть с коктейлем у одного из окон, рассматривая старинную тихую Гончарную и понимая, что за последние сто с лишним лет пейзаж на улице практически не менялся.

Как попасть внутрь. Прийти на концерт или вечеринку или забежать днем на обед.

Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова

Кратко: позднесоветский модерн, набитый гигантскими скелетами
Адрес: ул. Профсоюзная, 123

Немного истории. История музея началась при Петре Первом, а современное здание начали возводить в 1972 году. Строили его так долго, что первые посетители увидели экспозицию только в 1987 году. Музей построен из красного кирпича на гигантском пустыре и своими формами цитирует старинную крепость с четырьмя башнями.

Почему стоит здесь побывать. Здание интересно разглядывать и снаружи, и изнутри. В музее неплохие советские интерьеры и экспозиционные залы с завораживающими названиями вроде «Кайнозой, млекопитающие». Это стоит того, чтобы приехать в отдаленный район Москвы между станциями метро «Коньково» и «Теплый стан».

Как попасть внутрь. Ознакомиться с расписанием работы музея и найти время, чтобы его посетить.

Центральный Дом ученых Российской академии наук

Кратко: тотальная позолота и запах котлет
Адрес: ул. Пречистенка, 16/2

Источник: Betsi Jane / Wikipedia

Немного истории. Красивый особняк, в котором смешаны неоклассицизм и модерн, появился на буржуазной Пречистенке в 1910 году. Спустя несколько лет после революции 1917 года в нем открыли клуб московской научной общественности. Дом ученых, каким-то чудом выживший в лихие девяностые, по-прежнему здесь: с концертами бардов, форумами продавцов лекарств и дешевыми олдскульными кафе и столовой.

Почему стоит здесь побывать. Красивые исторические интерьеры разбавлены совершенно дикой реставрацией с обильной позолотой на каждом свободном сантиметре и аляповатыми картинами авторства нынешнего директора учреждения. В сочетании с коньяком на разлив, дешевыми обедами и конфетами, которые продаются здесь поштучно, — немыслимая картина и незабываемые ощущения.

Читайте также:  Редуктор давления воды неисправности

Как попасть внутрь. Сюда можно прийти свободно практически всегда: в столовую или кафе, на концерт очередных хтонических бардов или на лекцию.

Культурный центр ЗИЛ

Кратко: светлый конструктивизм с детскими кружками и фестивалем «Боль»
Адрес: ул. Восточная, 4к1

Немного истории. Этот памятник архитектуры построен по проекту маститых архитекторов братьев Весниных в середине 30-х годов. Один из выразительных примеров типовых «досуговых» пространств для трудящихся СССР, при создании которого авторы руководствовались принципами Ле Корбюзье. В середине 60-х интерьеры реконструировали, но современный КЦ ЗИЛ по-прежнему красив и статен и остается популярным местом для съемок фильмов и сериалов.

Почему стоит здесь побывать. Посмотреть на огромные окна-витрины, из которых открывается прекрасный вид на веранду здания, и спиралевидные лесенки. Просто погулять внутри важного памятника советского конструктивизма.

Как попасть внутрь. Вход в здание свободный. Афишу публикуют на сайте.

Особняк Рябушинского

Кратко: Горький, Патрики, модерн
Адрес: ул. Малая Никитская, 6/2

Источник: Екатерина Борисова / Wikipedia

Немного истории. Городскую усадьбу предпринимателя Степана Рябушинского спроектировал архитектор Федор Шехтель. Особняк и его хозяйственные постройки возвели в 1903 году, но прожил там Рябушинский недолго: в 1917 году он эмигрировал. После революции в здании сначала располагались советские учреждения, а с 1931 года и до самой смерти там жил писатель Максим Горький. С середины 60-х в бывшем особняке работает музей-квартира Горького.

Почему стоит здесь побывать. Главный предмет восхищения — волнообразная и очень «инстаграмная» лестница, которая струится с первого этажа на второй. Экспозиция самого музея тоже в порядке: старинная мебель и писательские предметы быта.

Как попасть внутрь. Купить билет и изучить интерьеры особняка и его музейную экспозицию от и до: много времени это не займет.

Газгольдеры «Армы»

Кратко: башни-газохранилища «взорвались» креативно-офисным пространством
Адрес: Нижний Сусальный переулок, 5

Немного истории. Многие считают, что эти четыре гигантских газгольдера построили в наши дни внутри модного офисного центра. Но это не так: они стоят здесь с 1865 года — с постройки газового завода. До 40-х годов в башнях хранили газ, затем завод перепрофилировали под выпуск ракетных сопел и газовых счетчиков. Сейчас этот выразительный комплекс старинной промархитектуры получил новую жизнь. Кстати, «Арма» — название не историческое: так предприятие стало называться только в 1997 году. Раньше место называлось Кобыльской слободой.

Почему стоит здесь побывать. Попытаться представить время, когда все это модное пространство было заполнено газом.

Как попасть внутрь. Зайти к знакомым, у которых есть офис в одном из четырех бывших газгольдеров.

Здание Центросоюза

Кратко: единственное в России здание, построенное при участии Ле Корбюзье
Адрес: ул. Мясницкая, 39с1

Источник: Ludvig14 / Wikipedia

Немного истории. В середине 20-х годов советские власти объявили конкурс на постройку гигантского офисного здания в центре Москвы. Победил проект уже известного на тот момент французского архитектора Ле Корбюзье. Реализовывал он его совместно со своим братом Пьером Жаннере и советским специалистом Николаем Колли. В процессе строительства Корбюзье отказался продолжать работу, но здание все же возвели. Оно стало классикой и ярким примером «Пяти отправных точек современной архитектуры» — принципов, опубликованных Корбюзье во французском журнале в 1927 году.

Почему стоит здесь побывать. Увидеть лестницы-пандусы без ступенек и лифт-патерностер, который двигался непрерывно: сейчас он не работает, но не демонтирован. Убедиться в том, что те самые «пять отправных точек архитектуры» здесь соблюдены.

Как попасть внутрь. Недавно руководство Федеральной службы государственной статистики — а именно это учреждение занимает сейчас здание — разрешило проводить здесь экскурсии. Так что теперь есть шанс увидеть изнутри этот яркий образец авангардной архитектуры 20-х и 30-х годов. Можно записаться на одну из экскурсий, которые проводят разные экскурсионные бюро.

Dominion Tower

Кратко: единственное в Москве здание Захи Хадид
Адрес: ул. Шарикоподшипниковская, 5с1

Источник: A.Savin / Wikipedia

Немного истории. Феноменальный для Москвы в плане выбора подрядчика долгострой, проектом которого занималась Заха Хадид и ее архитектурное бюро. Строительство БЦ Dominion Tower началось в 2008 году, а закончилось только спустя семь лет из-за перманентного финансового кризиса. В итоге Москва получила выдающийся образец современной архитектуры международного уровня, пусть даже ряд критиков и укоряет проект в некой клишированности и идейной усталости.

Почему стоит здесь побывать. Внутри — свойственный проектам Захи монохромный и абсолютный космос. Синкопированный ритм поверхностей, строгость и святость ослепительного сочетания белого и черного. Космический корабль, подбитый партизанами Южнопортового округа столицы.

Как попасть внутрь. Краем глаза осмотреть интерьеры атриума можно прямо у пункта охраны. Чтобы изучить все более детально, придется найти способ получить пропуск в одну из коммерческих компаний или госструктур, арендующих там помещения.

Здание «Электрозавода»

Кратко: готический завод
Адрес: ул. Электрозаводская, 21с1

Источник: NVO / Wikipedia

Немного истории. Изначально это никакой не завод по производству трансформаторов и аккумуляторов, а фабрика, выпускавшая изделия из резины и каучука. Ее построили в 1915 году. По замыслу архитектора Г. П. Евланова проект был более величественным — он планировал намного больше готических элементов и башен, но все отвергла революция 1917 года. Сначала этот красивый замок занимали предприятия «Металлист» и «Прожектор», а в 1928 году в цехах здания образовался Московский электрозавод имени В. В. Куйбышева. Еле тлеющее электропроизводство сохраняется в новом корпусе здания и в наши дни, но большая часть исторического здания сдается в аренду под офисы, студии йоги и галереи.

Почему стоит здесь побывать. Внутри — гигантские гулкие коридоры, в которых всегда недостает освещения, и удивительные конструкции из ламп накаливания, придуманные и установленные здесь еще в советское время.

Как попасть внутрь. Вписаться в одну из студий или галерей, чьи владельцы арендуют помещения в главном историческом корпусе. Не забудьте паспорт: без него охрана внутрь не пропустит.

Печатный двор на Никольской

Кратко: московское Средневековье
Адрес: ул. Никольская, 15с1

Немного истории. Условно «новую» часть Печатного двора возвели в 1815 году по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. Фасад здания выходит на туристическую Никольскую улицу. Новую часть видели все: внутри располагается Историко-архивный институт РГГУ. Во дворе вуза древняя часть Двора: теремок 16 века — прави́льная (от «вносить правки») палата, а в ее основе есть еще более древние постройки. Эту древность не видят прогуливающиеся буквально в 20 метрах по шумной Никольской улице туристы.

Почему стоит здесь побывать. Чтобы оказаться в здании, которое и есть настоящая древняя Москва. Есть и супербонус: прямо из этой палаты можно выйти к сохранившемуся подлинному фрагменту стены Китай-города и прогуляться вдоль ее старинных кирпичных зубцов.

Как попасть внутрь. Поступить на любой факультет РГГУ и пройти по студенческому или записаться на экскурсию, которую иногда организовывает руководство вуза.

Завод группы компаний «Москабельмет»

Кратко: старинный завод в Лефортове, таящий сюрприз
Адрес: ул. 2-я Кабельная, 2с5

Немного истории. История, хоть она и внушительная, — не самая притягательная сторона этого гигантского промышленного предприятия в Лефортове. Здание завода построили еще в 1878 году, изначально он назывался «Товарищество для эксплуатации электричества М. М. Подобедов и К». В эпоху СССР завод не менял отрасль, только названия. Ничего особенно исторически примечательного на территории на сегодняшний день не осталось, но…

Почему стоит здесь побывать. Несколько лет назад рабочие предприятия своими силами сделали и установили на территории завода высоченную, метров в 10, копию Эйфелевой башни. Смотрится эта изящная француженка на фоне мрачных гигантских цехов завода невероятно воодушевляюще: увидеть такое должен каждый любитель острых арт-ощущений.

Как попасть внутрь. Договориться с пиар-службой предприятия или придумать повод, чтобы посетить одного из арендаторов, снимающих помещение на заводе.

Музей наивного искусства в Новогирееве

Кратко: лубок на стенах загородной богатой дачи 19 века
Адрес: Союзный проспект, 15а

Немного истории. В расположении этого модернисткого каменного особняка посреди типовой застройки спального района Новогиреево нет ничего необычного. До революции местность была аналогом современной Рублевки — загородной резиденцией богатых горожан. Это построенное в начале 20 века здание — бывшая дача. После революции ее занимали и детсад, и аптека, и много еще кто, а с 1998 года в ее помещениях поселился Музей русского лубка и наивного искусства (выставочный центр «Дача»).

Почему стоит здесь побывать. Погулять по территории и побывать внутри не просто старинной дачи, а богатого загородного особняка, выглядевшего в начале 20 века чрезвычайно передовой постройкой. Ну и сам музей очень милый.

Как попасть внутрь. Изучить расписание работы музея и приехать осмотреть его экспозицию.

Дом архитектора Мельникова

Кратко: всемирно известный частный дом в центре Москвы
Адрес: Кривоарбатский переулок, 10

Немного истории. Одно из самых авангардных зданий в Москве и стране в целом, известное любителям архитектуры по всему миру. Этот дом архитектор Константин Мельников спроектировал и построил для себя и своей семьи в 1929 году, одно из его предназначений — художественная мастерская. До недавнего времени в доме жили его потомки, а сейчас там устроен общедоступный дом-музей автора знаменитых на весь мир гаража Госплана, Дома культуры им. Русакова и ряда других выдающихся построек русского архитектурного авангарда.

Почему стоит здесь побывать. Побывать внутри этого цилиндрического здания с окнами-сотами — аналогично тому, что посетить другие шедевры мировой архитектуры вроде дома архитектора Алвара Аалто в Хельсинки или виллы «Савой» Ле Корбюзье во французском Пуасси.

Как попасть внутрь. Запастись терпением и попытаться забронировать место на экскурсию в это здание. Приготовьтесь долго ждать такой возможности: желающих очень много.

Читайте также:  Пошив наперника на подушку

Мы пишем не только об архитектуре. О том, и как развлечься в Москве почти бесплатно, как дешево перекусить в городе и что надеть, если осень придет раньше времени — в нашем прекрасном инстаграме. Подписывайтесь и узнавайте новое про жизнь в городе каждый день.

Популярные публикации

Последние комментарии

Классицизм, конструктивизм, сталинский ампир и модерн — Москву принято ругать за аляповатость и называть «большой деревней».
Чушь. Посмотрите список Time Out: мы живем в красивейшем городе. Время от времени об этом нужно себе напоминать.
1780-е годы, Воздвиженка, 3/5, стр. 1

Дом Пашкова

По легенде Баженов обиделся на Екатерину II, не разрешившую ему переделать Кремль, и поставил напротив него здание-укор: вот какой красоты вы лишились.

Особняк Рябушинского

Пожалуй, самое известное здание, построенное Шехтелем. В 1930-е, после возвращения в СССР, в доме жил Горький — сейчас там его музей, в котором до сих пор можно увидеть собранную пролетарским писателем коллекцию нэцке и его любимое кимоно. В советские времена творение Шехтеля нравилось не всем. «Особняк так безобразен и нелеп, что даже честные сугробы и глыбы снега, которыми он окружен и засыпан, не смягчают его отвратительности. Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла», — писал о нем в 1930-е в дневнике Чуковский. Конец XVII — начало XVIII века, Большая Сухаревская площадь, 3

Институт Склифосовского

Граф Шереметев построил старое здание института, чтобы открыть там Странноприимный дом — одновременно больницу и богадельню. Вероятно, в проекте участвовал архитектор Джакомо Кварнеги, автор Александровского дворца в Царском селе. В первый раз монументальный размах здания (до того больниц такого размера в Москве не строили) пригодился в 1812 году, когда в нем лечили раненых, потом в 1940-е Склиф стал одним из главных городских госпиталей.

«Дом со зверями»

Изначально был доходным домом церкви Троицы на Грязех: часть квартир отвели прихожанам, часть сдавали внаем. Терракотовые барельефы животных и птиц на доме делали ученики Васнецова из известной в то время художественной артели «Мурава» — она же изготавливала майолику для дома Перцова. После войны дом надстроили, он стал 6-этажным.

Дом Мельникова

Дом с мировой славой и трудной судьбой. Мельников построил его для себя и детей, потом внучки много лет спорили из-за прав на здание, а сейчас там музей, подведомственный Музею архитектуры. По легенде, когда Мельников обратился за разрешением на строительство (его могли и не дать), чиновник удивленно сказал: «Это построить нельзя». Архитектор ответил: «Разрешишь — я построю». Конец XIX века, Воздвиженка, 16

Особняк Арсения Морозова

Построен для двоюродного племянника Саввы Морозова Арсения. Современники очень не любили особняк за нарочитую помпезность. По легенде мать Арсения, увидев здание, проворчала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва узнает». «Дурацким» называет дом и Нехлюдов в романе Толстого «Воскресение»:

«Дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле… По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз пустые носилки и кадушки…

«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», — думал Нехлюдов, глядя на этот дом.

— Да, дурацкий дом, — сказал он вслух свою мысль».

Сейчас в особняке Дом приемов правительства РФ. Вторая половина 1900-х годов, Соймоновский проезд, 1

Дом Перцова

Возведен для строителя железных дорог Перцова. Оформлял дом художник Сергей Малютин — считается, что именно он придумал и расписал первую русскую матрешку. До революции в подвале размещалось кабаре «Летучая мышь», в котором играли пародии на спектакли МХТ — роли в них исполняли Ольга Книппер-Чехова, Станиславский и Немирович-Данченко. А после 1917-го в одну из квартир дома въехал Троцкий. 1880-1890-е годы, Большая Якиманка, 43 Фото: ambafrance-ru.org

Дом Игумнова

Сделан немосквичом для немосквича. Здание заказал владелец мануфактуры в Ярославле Игумнов, а спроектировал Николай Поздеев, в те годы главный архитектор Ярославля. С 1930-х в доме располагается посольство Франции. В 1944-м Де Голль вручал там награды летчикам «Нормандии-Неман». 1949-1953 годы, Ленинские горы, 1

Главное здание МГУ

До 1990-го года — самое высокое здание Европы, потом его обогнал франкфуртский Мессертум. Сначала главным архитектором ГЗ назначили Бориса Иофана, но тот хотел поставить здание ближе к реке, примерно там, где сейчас собираются ставить памятник Владимиру. Инженеры не согласились, Иофана сместили, а вместо него назначили Льва Руднева (Театр Красной армии, памятник на Марсовом поле в Петербурге). Скульптуры на фасадах делала мастерская Веры Мухиной.

Сейчас кроме аудиторий в главном здании размещаются ректорат, Музей землеведения и общежитие. Когда его обитатели жалуются на плохую звукоизоляцию, им отвечают: «Что вы хотите, строительство курировал лично Берия». Еще с главным зданием связано много легенд — например, оно якобы не сползает в реку из-за огромных подземных холодильников, замораживающих грунт. Конец 1920-х, Новинский бульвар, 25, к. 1 © maps-moscow.com

Дом Наркомфина

Архитектор Моисей Гинзбург называл здание Народного комиссариата финансов «домом переходного типа». Часть квартир в нем еще отдавала дань буржуазному стремлению к обособлению и роскоши, но, глядя на остальные, граждане юной советской страны должны были мечтать поскорее окунуться в рай нового быта. Вместо спальни у человека «спальная ниша» с низкими потолками. Вместо кухни — маленький «кухонный элемент», потому что при доме работает столовая, расположенная в комплексе общественного обслуживания. Стирать в квартирах тоже не нужно, так как есть прачечная. 1890-е годы, Мясницкая, 19

Чайный магазин Перлова

Дом возведен для чайной лавки купца Перлова, в советские годы в нем тоже располагался магазин чая и кофе. Знаменитый китайский фасад появился через несколько лет после окончания строительства: Перлов заказал проект Карлу Гиппиусу (особняк Бахрушина, часть Московского зоопарка) специально к прибытию на коронацию Николая II Ли Хунджана — китайского дипломата, опиумного монополиста и крупного экспортера чая.

Дом описан в воспоминаниях Валентина Катаева «Алмазный мой венец»: «Помню. да, еще рядом с Вхутемасом, против Почтамта, чайный магазин в китайском стиле, выкрашенный зеленой масляной краской, с фигурами двух китайцев у входа. Он существует и до сих пор, и до сих пор, проходя мимо, вы ощущаете колониальный запах молотого кофе и чая». 1840-е годы, Комсомольская площадь, 3

Ленинградский вокзал

Старейший вокзал города, построенный по проекту архитектора Тона (храм Христа Спасителя, Большой кремлевский дворец). Москвичам он понравился — правда не столько за архитектурные достоинства, сколько как невиданное техническое новшество. О вокзале сложили лубочный стишок:

Близко Красных ворот

Есть налево поворот.

Место вновь преобразилось,

Там диковинка открылась,

И на месте на пустом

Вырос вдруг огромный дом.

На дому большая башня

И свистит там очень страшно

Знать заморский, хитроватый.

Там чугунная дорога,

Это просто чудеса.

В два пути чугунны шины,

По путям летят машины,

Не на тройках, на парах,

Посмотреть, так прямо страх.

Ну, признаться, господа,

Славны Питер и Москва.

До чего народ доходит

Самовар в упряжке ходит.

Интерьеры вокзала в ХХ-м веке четыре раза досконально переделывали: в последний раз в 2013-м, после чего из главного зала исчез поставленный в 1975-м бюст Ленина работы Месса. Фасад — первая половина 1900-х годов, Комсомольская площадь, 5

Ярославский вокзал

Атмосферу вокзала в 1870-е Гиляровский описал так: «Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдевших извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием.
"Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом неровностям, ничего не видя ни под ногами, ни впереди. Безветренный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом».

Но сейчас первое здание вокзала можно увидеть только на картинках. В конце XIX Ярославский перестроил Кекушев, а за вид его фасада нужно благодарить Шехтеля — именно он пристроил к вокзалу знаменитые неорусские башенки. 1913-1940 годы, потом 1980-90-е, Комсомольская площадь, 2 © kazansky.dzvr.ru

Казанский вокзал

Третьему вокзалу на Каланчевке мы обязаны вечному сопернику Шехтеля — Щусеву. Шехтель участвовал в конкурсе на строительство, но проиграл. Здание строили почти весь ХХ век: начали до Первой мировой, отдельные элементы доделывали до 1940-го, потом в 1980-90-е достраивали комплекс Царской башни. Изначальные интерьеры вокзала делали Рерих, Бенуа и Кустодиев, а ресторан (сейчас зал повышенной комфортности, на фото) оформлен в стиле русского барокко XVIII века по эскизам Лансере. Открыт в 1962 году, Косыгина, 17 © dvorec-pionerov.ru

Дворец пионеров на Ленинских горах

Здание, по значимости сравнимое с Дворцом советов — только времен Хрущева и на самом деле построенное. Оно стало манифестом нового оттепельного стиля: почти без излишеств, но с отсылками к конструктивизму и западной архитектуре 1960-х. Ленточку на открытии перерезал лично генсек. Кроме астрономических и художественных кружков во дворце была сильная литстудия — туда в частности ходил основатель СМОГа Леонид Губанов. Вторая половина 1920-х годов, Лесная, 18

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector