Самодельный лифт в частном доме

Шутки ради, поставил себе вопрос – лифт в частном доме это вообще возможно или нет? Начал копать тему и с удивлением узнал, что я в своей деревне живу в темноте и серости, а знающие люди уже давно все поставили, наладили и пользуются. И вариантов решения этой проблемы несколько.

Собственно «Лифт в коттедже»

У буржуев в европах эта тема представлена богато. Многие производители изготавливают специальные линейки лифтов для малоэтажного строительства. Тут тебе и гидравлические лифты и электрические, с противовесом, стеклянной кабиной, системой безопасности и прочими прелестями бытия.

Стоят такие лифты, впрочем, как еще один дом. Самый дешевый вариант от полумиллиона рублей. Плюс установка и наладка, это считай, еще столько же. Полюбоваться на это счастье можно гугля «Лифт в коттедже», покататься — в современных офисных центрах, а вот смонтировать в своей избушке – вряд ли. Поэтому перейдем к следующему решению.

Подъемник в частном доме

Суть проста. Существуют грузовые и грузо-пассажирские подъемники для стройки и складов. Вариантов таких подъемников много – от обычной люльки до мачтовых. Собственно за основу и берут мачтовый подъемник, а то, что он будет поднимать не мешки с цементом на стройке, а коробочку с людьми в частном доме – несущественные детали.

Самый дешевый вариант такого подъемника, который я нашел – 70 тысяч. В общем гуглим «мачтовый подъемник», «консольный подъемник», «тельферный подъемник» и наслаждаемся результатами. В избушке монтаж такой системы дело уже подъемное и решаемое. Кстати, иногда такие системы ставят в погреб – картошку, значит, по осени спускать. В минусах такого решения – более низкая безопасность и не всегда презентабельный внешний вид.

Подъемник своими руками

Самый бюджетный и самый опасный вариант. Ключевое слово тут «тельфер». Если что – это электрическая лебедка, которая крепится на балке и на ней поднимают, например, двигатели в гаражах. Технологически все просто — делают направляющие из швеллера, на направляющие сажают тележку – платформу. И поднимают эту тележку тельфером на заданную высоту. По сути это тот же мачтовый подъемник, только сделанный своими руками:

Стоимость тельфера на 300 кг начинается от 5 000 рублей. Общий бюджет такой системы 10 – 20 тыс. рублей.

Главный минус – потенциально низкая надежность и никакая безопасность. На ютубе есть видео с последствиями аварии самодельного подъемника: хозяин в гипсе. Оно, конечно, навернуться можно и с лестницы, но профессионалы крайне негодуют и не рекомендуют собирать такие системы.

Впрочем, некоторые самодельные лифты ходят много лет без поломок:

Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера

ОТЛИЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И РУКОДЕЛИЯ И ВСЕ ДЛЯ САДА, ДОМА И ДАЧИ БУКВАЛЬНО ДАРОМ + ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Эта запись опубликована в рубрике “Как выбрать” по той причине что делать своими руками в собственном ,частном доме лифт возьмется один мастер из десяти тысяч, поскольку дело невероятно сложное, поэтому тут дело скорее в выборе – гидравлика или электрический привод, исходя из чего больше внимания будет уделено самим видам лифтов, их конструкций а не изготовлению одного конкретного.

Если все таки постараться делать лифт своими силами, по собственным чертежам, то этот выбор скорее всего падет на электрическое устройство. То есть схема его будет простой – цепная передача, электродвигатель, реле и все это дело помещается в заранее предусмотренную при проектировке дома шахту с направляющими-“полозьями” по которой будет двигаться площадка.

Именно такой лифт своими руками сделал недалеко живущий от меня бывший военный, полковник. Человек из тех, которых в русском народе принято с уважением называть словом ”самоделкин”… Когда мы с ним разговорились зачем это нужно, он объяснил что дело все в больной жене, которая передвигается только с помощью коляски, а на втором этаже располагается большой балкон где она дышит свежим воздухом и любит вязать. По его же собственным словам он ни за что бы не согласился делать эту работу еще раз, говорит что тяжело. По его мнению больше всего забот и работы как раз не с самой конструкцией лифта, а оборудовании шахты под него. Ее он обустроил как раз таким путем как описано далее в статье – то есть лифт вместо лестницы, правда впоследствии для себя сделал винтовую лестницу, так как говорит что сам лифтом пользоваться не любит.

Новейший магнитный usb-кабель USLION для быстрой зарядки мобильного телефона за 1 доллар!

Все остальное сделано из подручных материалов, так например для подъемного механизма использовал цепные передачи с элеватора которые нашел у приемщика металлолома и починил. Кабины в его лифте нет – простая открытая площадка, по той же причине для которой он собственно и создавался – чтобы было удобнее жене заезжать на коляске беспрепятственно, но после заезда на площадку есть возможность закрыть своеобразную створку-ограничитель, высотой приблизительно с полметра.

Читайте также:  Пышное тесто для оладьев на молоке

Поэтому тут как видите главное безопасность и удобство.

Это в многоэтажных домах ценятся подъемники большой вместительности, которые движутся максимально быстро. Лифт Останкинской телебашни, например, вмещает 260 человек и при этом поднимает столь немалый груз со скоростью 7 м/с. Но мы будем говорить именно о лифтах домашних, которые призваны транспортировать небольшое число людей на незначительную высоту.

Если в семье есть инвалид или просто старый человек, наличие лифта в коттедже или двухуровневой квартире становится насущной необходимостью. Да и к удобству привыкаешь быстро. Те люди, которые имеют лифт, уже не понимают, как они раньше обходились без него.

Конечно это удовольствие не из дешевых. Но, во-первых, можно сэкономить на лестнице, подчас тоже очень дорогой и габаритной, а во-вторых, если речь идет о солидном особняке, расходы на лифт вряд ли нанесут слишком большой ущерб бюджету владельцев.

Для дома, для семьи

Домашний, или коттеджный, лифт — атрибут сегодняшнего дня. И появился он сравнительно недавно. Пользоваться в коттедже, а тем более в квартире лифтом, предназначенным для многоэтажных домов, довольно неудобно, а часто и невозможно. Если лифт скоростной, ему требуется большой приямок. Кроме того, такой лифт сильно шумит и потребляет много энергии.

В условиях коттеджа требуются ровно противоположные качества — лифт должен занимать как можно меньше места, потреблять как можно меньше энергии, быть тихим и абсолютно безопасным. Ведь это только, кажется, что застрять между 25-м и 24-м этажами страшнее, чем между первым и вторым.

Если в городском лифте связь с диспетчером не работает, всегда можно стучать, кричать и другими способами заявлять о случившейся неприятности. А в собственном коттедже без связи и помощи недолго и с голоду умереть. Поэтому первая задача производителей домашних лифтов — не допустить подобной ситуации.

А производителей на сегодняшний день довольно много. Некоторые из них — всемирно известные лифтовые компании. Как правило, они для создания домашней модели берут за основу универсальный лифт, предназначенный для многоэтажных домов, и слегка его модифицируют.

В первую очередь устанавливают менее мощные и энергоемкие, зато нешумные двигатели. И размеры кабины уменьшают. Но все равно скорость таких лифтов может достигать 1,6 м/с, а грузоподъемность — 1000 кг.

Другие фирмы специализируются именно на создании домашних лифтов. Чаще всего за основу в данном случае берется грузовой подъемник с гидравлическим приводом. К нему приделывается кабина, усложняется управление, обеспечивается дополнительная безопасность. Впрочем, существуют и совершенно уникальные разработки, в которых используются абсолютно новые технические решения. Описываемые подъемники имеют скорость от 0,1 до 0,5 м/с и не слишком большую вместимость (они рассчитаны на 2-5 человек).

Наконец, если средства позволяют, можно установить в особняке практически бесшумные, малоскоростные и роскошные лифты, которыми мы сегодня пользуемся в лучших торговых центрах. Но в основном домашние лифты все же скромнее.

Фото 2: Внутреннее устройство домашнего лифта (Boecker)

Устройство лифта в частном доме – технологии

Теперь о том, какими бывают домашние лифты с точки зрения привода. В принципе все лифтовое оборудование делится на два основных вида — с электрическим и гидравлическим приводом. В частности, практически все пассажирские лифты, предназначенные для многоэтажных домов, используют электропривод. Гидравлическим же до появления домашних лифтов оборудовались в основном грузовые подъемники.

В случае электрического привода лифт приводит в движение лебедка на основе электродвигателя. Для движения лифта необходим противовес. Стоит заметить, что домашний лифт предъявляет свои требования к разработчикам. Ведь в большинстве обычных лифтов применяется асинхронный двигатель с редуктором (передающим механизмом, позволяющим экономить мощность двигателя). Но подобные двигатели, во-первых, довольно шумные, а во-вторых, большие. А ведь машинное отделение при электрическом приводе не может быть далеко от шахты — чаще всего его размещают на мансарде или чердачном этаже. Неудобно.

Поэтому для коттеджных лифтов чаще всего применяют безредукторные Схемы. Однако приходится усложнять конструкцию, чтобы добиться той же экономии энергии, что и при использовании схемы с редуктором.

Это, конечно, влияет на стоимость в сторону увеличения. Зато получаются лифты высокого класса, хорошо приспособленные к работе в домашних условиях: они почти не шумят, как правило, вообще не требуют машинного отделения (лебедка помещается прямо в шахте), обеспечивают плавные спуск и торможение.

Что касается привода гидравлического, то подъем лифта происходит за счет давления сжатой жидкости (масла). Затем давление понижается, и лифт опускается под собственным весом. Так что электроэнергия тратится только на подъем. Правда, экономии это не дает, поскольку поднимается больший вес — противовес в гидравлических лифтах не предусмотрен. Но лифты с гидравлическим приводом в среднем дешевле электрических, поскольку расчеты, изготовление и монтаж их проще. Кроме того, гидравлические лифты распространены еще и потому, что машинное отделение (станция управления, бак с маслом, насос) можно располагать где угодно и почти как угодно далеко от шахты лифта — в котельной, гараже и т.п. И место экономится, и шума не слышно.

Справедливости ради заметим, что среди электрических лифтов тоже появились весьма экономичные варианты. Например, есть агрегаты, работающие на постоянном токе при напряжении 48 В. Их лебедка представляет собой так называемый моноблок (двигатель, редуктор и система управления), расположенный внутри шахты на направляющих кабины и противовеса. Приямок имеет высоту всего 5 см. Питается указанный лифт от обычной однофазной сети (через выпрямитель) и потребляет энергии в несколько раз меньше по сравнению с другими, как гидравлическими, так и электрическими собратьями.

Читайте также:  Почему не работает звезда

Наконец, в последнее время становятся популярны совсем необычные лифты для квартир и коттеджей. Это аэролифты, или пневматические вакуумные лифты. Про собственно привод здесь говорить не приходится, поскольку шахта представляет собой цилиндр из поликарбоната, внутрь которого герметично помещена кабина. Вакуумный насос отсасывает воздух над кабиной, создавая разность давлений, и кабина поднимается. Падение давления и соответственно саму возможность подъема контролирует специальный клапан, регулирующий впуск воздуха в верхней части шахты. Когда клапан впускает воздух, кабина лифта плавно опускается на нужный этаж. Этот же клапан контролирует и скорость движения. Никаких направляющих и никаких противовесов.

Все довольно просто, относительно недорого и удобно, поскольку при монтаже не требуется никаких земляных работ по установке шахты. Приямок вообще отсутствует как класс: кабина опускается прямо на пол, единственное требование к которому — чтобы он был ровным и смог выдержать нагрузку.

Домашний лифт – безопасность и защита

Итак, вернемся к тому, с чего начали, — к безопасности. Статистика показывает, что в лифтах для массового применения основная опасность исходит не от техники, а от людей. Существуют разработанные психологами и прочими специалистами рекомендации, как защититься от агрессии незнакомого человека. По счастью, домашних лифтов сие не касается. Поэтому поговорим о безопасности техники как таковой.

Больше, чем застрять между этажами, люди боятся, что канаты или элементы подвески оборвутся и лифт упадет. Но смеем заявить: в современных лифтах, как коттеджных, так и всех остальных, вероятность данного события сведена к нулю. Все лифты снабжены так называемыми ловителями кабины и ограничителями скорости, которые останавливают кабину при превышении скорости на 15%. Наиболее распространены клиновые ловители. При срабатывании механизма включения (например, при обрыве каната) клинья поднимаются вверх и прижимаются к направляющим. При дальнейшем спуске кабины происходят самозатягивание клиньев и остановка кабины. Если же кабина просто превышает предельно допустимую скорость, срабатывает центробежное стопорное устройство. При последующем движении кабины системой тяг приводятся в действие клиновые ловители, останавливающие всякое движение.

Так что лифт не упадет. Другое дело, что он может застрять между этажами. В подобных случаях во всех коттеджных (и не только) моделях предусмотрены две основные меры. Во-первых, каждый лифт снабжается системой связи с окружающим миром – либо с эксплуатирующей организацией, либо с диспетчерской, либо с охраной коттеджного поселка. В общем, всегда есть возможность заявить о случившемся. Во-вторых, все современные лифты имеют систему внутренней вентиляции. Так что опасности задохнуться тоже нет.

Условия эксплуатации коттеджных лифтов несколько отличаются от городских условий тем, что возможны перебои в поступлении электроэнергии. Ни один лифт независимо от типа привода без электроэнергии работать, не способен. Так вот на этот случай все без исключения коттеджные лифты снабжены системой автономного питания, которая при внезапном отключении электричества плавно опустит кабину на первый этаж и откроет двери.

Но даже самый совершенный лифт имеет ресурс работы. Поэтому стоит внимательно относиться к малейшим отклонениям от эксплуатационных параметров и при их обнаружении обращаться к фирме-продавцу или в соответствующую мастерскую.

Домашние лифты – информация на заметку

  • Основные требования, предъявляемые к любым лифтам, — безопасность, надежность, плавность разгона, движения и торможения, точность остановки кабины. Работа лифта не должна сопровождаться шумом и создавать помехи приему теле- и радиосигналов
  • По своим характеристикам домашние лифты схожи с офисными, только они чуть меньше
  • Как правило, грузовые лифты имеют гидравлический привод, но бывают и исключения.
  • Наличие лифта в доме позволяет уменьшить площадь, занимаемую парадной лестницей.
  • Часто домашние и служебные лифты делают с возможностью выхода на две стороны.
  • Современный лифт — это, прежде всего стильный архитектурный элемент здания.
  • Лифт, установленный на фасаде дома, экономит пространство нескольких этажей.
  • В домашних лифтах в качестве отделочного материала часто используется стекло.
  • Дизайн шахты, материал ее дверей должны соответствовать концепции жилья.
  • Лифт для коттеджа или двухуровневой квартиры должен быть эстетичным, энергосберегающим, удобным, долговечным, не требующим частого обслуживания. Но все же главное — это безопасность! В России безопасность лифтов регламентируется государственным нормативным документом «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) и контролируется Ростехнадзором.

Производители домашних лифтов и подъемных механизмов и узлов чьи модели представленны на российском рынке: IGV Group, Otis, ThyssenKrupp, Daldoss, KONE, Boecker, Grant Elevators.

Автор: А.Спарбер. Фото: Boecker, IGV Group.

Принципы работы различных лифтовых систем

Лифтовые подъёмники подразделяются на следующие основные виды:

1) Электрический (электромеханический).
2) Гидравлический.
3) Пневматический (аэролифт).

Направляющие лифта своими руками

Для движения лифта требуется некое силовое устройство, наиболее удобным и практичным питанием которого будет электричество. Поэтому электродвигатели входят в состав привода, независимо от его вида. Однако электрическими принято называть лифты наиболее распространенной, тросовой системы, вероятно, потому, что у них усилие двигателя непосредственно передаётся тросам, перемещающим кабину.

1. Электрический лифт, которым мы пользуемся в многоэтажных домах, работает по принципу противовеса: кабина закреплена на тросах, на других концах которых закреплён груз-противовес. Приводной механизм, расположенный в верхней части лифта (машинное отделение), получив электрический сигнал от кнопок панели, через шкив-колесо приводит систему в движении. Благодаря противовесу инерция кабины сводится к минимуму, что обеспечивает плавность движения и позволяет обойтись электродвигателем значительно меньшей мощности.

2. Гидравлический лифт работает по принципу домкрата. Электродвигатель создаёт давление жидкости в системе, гидроцилиндр толкает кабину вверх. На спуске электричество не потребляется. Этот вид лифтов не имеет противовесов и отличается бесшумностью. Но из-за высокого давления в гидравлической системе требует квалифицированного обслуживания и мощной силовой установки.

Читайте также:  Российские ванны из литьевого акрила

3. Кабина пневматического лифта работает как поршень. Для движения лифта вверх в аэрошахте над кабиной мощными вентиляторами создаётся разрежение воздуха. В результате повышенное давление под кабиной толкает её вверх. Для спуска давление сверху и снизу кабины выравнивается, и она плавно опускается вниз.

Пневматический лифт своими руками

Теперь зададим себе вопрос: как сделать лифт своими руками в доме, посильно ли это для рук и для кошелька?

Для пневматического лифта необходимы комплектующие, которые практически невозможно сделать своими руками. Если покупать готовые или заказывать их изготовление, теряется сама идея изготовления лифта своими руками. Да и окончательная стоимость округлится до такой цифры, что приобретение и монтаж готового аэролифта обойдется дешевле.

Гидравлический лифт своими руками

Теперь – гидравлика. Увы, не менее сложно и дорого. Потребуется высокопроизводительная гидравлическая насосная станция, а стоит она недешево. Ну, а главное – гидроцилиндр. Даже для поднятия кабины лифта на один этаж требуется значительное выдвижение штоков. Подобные блоки имеются у автомобилей-самосвалов но, даже решив установить такой гидроцилиндр, мы столкнёмся с другой проблемой — опускание кабины. Гидроцилиндры автомобильного типа складываются под весом тяжёлой грузовой платформы самосвала. Веса кабины лифта тут будет недостаточно. Комбинирование из различных других готовых механизмов будет не менее сложно и дорого.

Решение вопроса, как самому сделать лифт очевидно: делать лифт электромеханический.

Как сделать электромеханический лифт своими руками

Общие параметры лифта

В нашем случае конструкция лифта, сделанного своими руками, это подвижная рама из квадратной трубы 60×40, которая движется между двух швеллеров – направляющих. По углам рамы попарно установлены 8 колёс, при этом оси одной пары (один угол рамы) расположены перпендикулярно друг к другу. Одно колесо упирается в стенку швеллера, другое – в полку. Такая конструкция обеспечивает свободное перемещение рамы лифта вверх-вниз, при этом надёжно фиксируя ее от фронтального и бокового смещения (Рис. 1).

К нижней части рамы привариваем грузовую платформу. Для обеспечения жёсткости конструкции платформу и раму связываем косоурами. При устройстве лифта потребуется применять сварочный аппарат, здесь рассказано как варить электросваркой подробно.

Расположение косоуров сверху или снизу диктуют конкретные условия помещения, поскольку каждый вариант имеет как плюсы, так и минусы. Косоуры расположенные над площадкой могут усложнить монтаж стенок кабины. Расположение косоуров снизу потребует удлинения подвижной рамы. В этом случае придётся делать приямок, иначе кабина лифта не будет доезжать до пола.

Схема направляющих электромеханического лифта своими руками

Монтаж направляющих

Швеллер для направляющих берём не меньше №10. Длина его зависит от требуемой высоты подъёма. Как показала практика, даже швеллер №12 при длине 7,5 метров имеет высокую гибкость, «играет» под собственным весом. Поэтому в процессе монтажа многократно контролируем вертикальность, проверяя ее в разных местах.

Швеллер крепим к стене через каждые 600 мм в двух точках. Для этого заранее привариваем к швеллеру крепёжные пластины, края которых выступают с двух сторон полки.

Чем крепить пластины к стене, зависит от её материала. В кирпич или бетон – анкеры по бетону 200×16, в газобетон – пластиковые анкеры для газобетона 10×120 и шурупы саморезы, в дерево шурупы-саморезы с шестигранной головкой, диаметром 4-5 мм (гвозди не применяем!).

Швеллеры — направляющие для электромеханического лифта с приваренными планками

Для монтажа второй направляющей ставим между швеллерами подвижную раму лифта в собранном виде (с колёсами), и постепенно поднимая её вверх, выставляем и крепим второй швеллер «по месту». Таким способом достигается максимально точная геометрия конструкции. Допуски будут минимальны, а значит, движение лифта – устойчивое, без раскачивания.

Подъёмный механизм

Решая вопрос как сделать лифт своими руками, особое внимание нужно уделить выбору силовой установки. Подойдет электрический тельфер с асинхронным двигателем и червячным редуктором. Такой механизм недорогой, надёжный и к тому же малошумящий.

В зависимости от места установки, поместить тельфер можно либо сверху, прикрепив к несущей металлической балке, либо снизу, в подвале или приямке, пропустив трос через закреплённый сверху ролик.

Наш домашний лифт рассчитан на одного человека, поэтому применять противовес нецелесообразно. Он лишь усложнит конструкцию и займёт дополнительное место.

Безопасность

Обязательно периодически осматриваем детали лифта. Особое внимание уделяем тросу, проверяя:

наличие смазки;
равномерность укладки на барабан;
отсутствие перегибов и разрыва нитей плетения;
исправность узлов крепления троса на барабане и раме лифта.

Двигатель электромеханического лифта с лебёдкой

Нелишним будет сделать простую, но эффективную страховочную систему на случай обрыва основного троса. Для этого просто возьмем пару храповиков от инерционных ремней безопасности легкового автомобиля и установим между ними барабан со страховочным тросом. Сборка и крепление такого механизма не вызовет особых сложностей, а надежность его вполне достаточна, чтобы удержать значительный вес лифта с пассажиром.

В управляющем блоке для лифта, сделанного своими руками, предпочтительно применить кнопки без фиксации. По принципу: «нажал – едет, отпустил – не едет». И обязательно предусмотреть аварийную кнопку отключения эл. питания в случае «залипания» управляющей кнопки.

Кроме того, обязательно обеспечьте надежное заземление электрооборудования лифта.

Мы не упомянули об отделке кабины лифта. Это может быть либо окраска металлических деталей (по ссылке рассказано о том, как правильно красить металл) лифта, либо зашивка листовыми материалами, типа ОСП с последующей облицовкой. Думается, решив конструктивную часть вопроса как сделать лифт своими руками, работы по отделке не составят для вас особого труда.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector