Самоделки для трактора мтз

Какой бы хорошей не считалась техника, сошедшая с конвейера Минского тракторного завода, она имеет свои определенные недостатки и, конечно же, всегда найдутся «Кулибины», которые захотят путем некоторых доделок улучшить ее характеристики. Посему, если вы не можете смириться с недоработками в вашем любимом тракторе МТЗ, если обладаете большой фантазией, а руки растут из необходимого места, то внутренний тюнинг техники – это отличное решение, позволяющее улучшить ее проходимость, тяговые характеристики, уменьшить расход топлива и т.п. Те же, кто с ключом и отверткой управляется не слишком хорошо, могут заняться внешним тюнингом.

Как несложно догадаться по названию, внутренний тюнинг – это серьезная работа, предусматривающая изменения в конструкции механизмов трактора. В свою очередь внешний тюнинг заключается обычно в изменении цвета кузова, прикреплении различных стильных обвесов, приклеивании наклеек и пр.

Рассмотрим некоторые варианты, как внутренних, так и внешних доработок. И начнем, пожалуй, с улучшения показателя экономичности трактора. Ведь в наше время мало кто откажется сэкономить лишнюю копейку, например, на том же топливе.

Трактор на метане

Идея совмещения дизеля и газа далеко не нова. Уже несколько лет на территории нашей страны работают компании, которые за определенную плату дополняют дизельные моторы газобаллонными установками.

Однако работают эти компании в большинстве своем с двигателями автомобильными (самосвалы, тягачи и разнообразный грузовой транспорт). Тем не менее, переоборудовать можно и трактор, заменяя в итоге до 80% дизтоплива на природный газ.

Алгоритм внедрения газобаллонного оборудования (ГБО) выглядит следующим образом:

  1. Сначала устанавливаем систему подачи газа на двигатель, монтируем все необходимые датчики, устанавливаем впрысковый редуктор и электромагнитные газовые форсунки.
  2. Затем монтируем подходящую систему ограничения подачи дизтоплива. Здесь все зависит от типа мотора. Так, например, на двигатели с механическим топливным насосом устанавливается электронный актуатор, а на движки с топливными системами, управляемые электроникой – ставим специальный блок управления, ограничивающий подачу дизтоплива.

Преимущества газодизельной модификации очевидны:

  • Экономия дизельного топлива.
  • Увеличение времени использования трактора без дозаправки практически в два раза.
  • Безопасность в использовании.
  • Увеличение межремонтного периода двигателя.

Полугусеничный ход и 8-колесный трактор

Эффективным средством повышения проходимости тракторов семейства МТЗ является установка на них так называемого «полугусеничного хода», который представляет собой две резинометаллические гусеницы и два комплекта натяжных устройств. Гусеница в свою очередь охватывает ведущие колеса, а также устанавливаемые дополнительные натяжные колеса.

Монтаж полугусеничного хода выглядит следующим образом:

  1. Собирается балансир с натяжным колесом.
  2. Ведущие и направляющие колеса трактора устанавливаются на колею.
  3. Снимается подножка трактора.
  4. Устанавливаются натяжные устройства.
  5. Располагаются пружинные амортизаторы.
  6. Устанавливаются натяжные колеса полугусеничного хода на размер колеи, который должен быть равным колее колес трактора.
  7. Гусеницы растягиваются почвозацепами на грунт таким образом, чтобы расположение бобышек на них совпало с направлением рисунка протекторов шин ведущих колес трактора.
  8. Колеса обтягивают гусеницами.
  9. Проверяется давление в шинах колес трактора (оно должно быть 0,137 МПа для задних и 0,216 МПа для натяжных колес) и регулируется натяжение гусениц.

8-колесный трактор МТЗ-3522

Еще одним вариантом повышения проходимости трактора и уменьшения его давления на грунт является переоборудование техники на восьмиколесную основу. Данную доработку лучше всего проводить в специализированном центре.

Совершенствуем кабину водителя


Нельзя оставить без внимания и любимую тему трактористов – комфорт в кабине. Такие необходимые вещи, как удобное сиденье, дополнительная подсветка, магнитола, навигатор и пр. отсутствуют у старых моделей МТЗ, однако их легко можно найти в свободное продаже. Можем посоветовать только в подсветке использовать сверхъяркие светодиоды, свечения которых будет достаточно для нормального освещения кабины. Также откажитесь от такого пылесборника, как «шторы». Вместо них лучше затонировать окна пленкой – и стильно, и удобно.

Установка моста ГАЗ-66 на МТЗ

Еще одним вариантом тюнинга, направленным на улучшение проходимости МТЗ, а также его тяговых характеристик является установка моста ГАЗ-66. Данный тип переделки является крайне сложным, поэтому настоятельно вам советуем внимательно изучить данный вопрос в интернете, а при непосредственной работе обратить внимание на следующие моменты:

  • Для передачи оборотов необходимо будет изготовить промежуточный редуктор.
  • К мосту следует приварить втулку для крепления его к трактору.
  • Привод можно поставить от какого-то 150-сильного МТЗ (если вы, к примеру, ставите газовский мост на 82-го «Беларуса»).
  • Если редуктор главной пары ГАЗ-66 выходит больше ширины трактора, то его лучше укоротить. Так он встанет по центру, как у моста МТЗ.

Способы увеличения мощности тракторов МТЗ

Как это ни очевидно, но одним из главных путей, если не увеличения, то, как минимум сохранения мощности любого трактора является своевременное проведение его техобслуживания и ремонта – не забывайте об этом.

В свою очередь к способам увеличения мощности тракторов, доступных каждому, можно назвать установку турбины на мотор или полную замену родного двигателя на более мощный. Вообще, как показала практика, установка на МТЗ некоторых лучших узлов и агрегатов с других тракторов, является отличным решением в случае, когда вы хотите улучшить те или иные показатели своей техники. Но не стоит забывать, что иногда цена переделки вместе с разрешением и регистрацией в соответствующих органах (а также в случае «устаканивания» ситуации, если поймают) будет такой, что за эти деньги проще будет приобрести новый более лучший трактор.

В любом случае, решать вам. Мы же постарались осветить только некоторые из возможных вариантов улучшения тракторов МТЗ.

Читайте также:  Роза рапсодия ин блю фото и описание

Главные отличия навесного оборудования МТЗ-80 и МТЗ-82. Основные технические характеристики КУНов для МТЗ.

Одним из распространённых и самых простых видов специального навесного оборудования, безусловно, можно назвать КУН на МТЗ, ставший своего рода именем народным — нарицательным названием любого аналогичного вида навесных деталей для тракторов. КУН — это копновоз универсальный навесной, по сути являющийся тракторным фронтальным гидравлическим погрузчиком для перемещения, подъёма и опускания различных габаритных грузов.

Однако, если КУН изначально именно копновоз, то это вовсе не означает, что он не может работать с другими грузами и материалами, даже отдалённо не входящими в категорию сена и силоса, и не имеющего отношения к сельскохозяйственным работам. Ареал применения тракторов с подобным навесным оборудованием очень широк и разнообразен. Например, в тех же земляных работах он способен перемещать большие массы грунта с одного места на другое, преодолевая любые расстояния.Преимущества фронтального навесного оборудования и технические возможности

На разные модификации белорусских тракторов устанавливается немного различное оборудование, с небольшими техническими и эксплуатационными изменениями. Здесь может варьироваться соотношение грузоподъёмности и стреловидности навеса, что так или иначе влияет непосредственно на работу техники и её задачи во время эксплуатации.

1. МТЗ — 80 с КУНом оснащается прототипом навесного оборудования ПФ — 1, у которого следующие технические характеристики:

  • масса поднимаемых грузов до 1 тонны;
  • предел высоты подъёма до 3,5 метров;
  • вес самого погрузчика 900 кг;
  • максимальная скорость передвижения грузов до 20 км/ч.

2. МТЗ — 82 с КУНом оборудуется более совершенным, нежели его прототип, устройством ПКУ — 0.8, которые несколько уже своего предшественника и лишён некоторых деталей, к которым относится так называемая «качалка» с механизмом быстрой замены.

  • масса поднимаемых грузов до 800 килограммов;
  • высотный потолок подъёма до 3.5 метров;
  • масса навесного погрузчика до 700 кг;
  • максимальная скорость передвижения с грузом до 20 км/ч.

Разница в навесном оборудовании

Если ПКУ — 0.8 крепится непосредственно на тракторную раму, естественным путём нарушая равномерность нагрузки при работе и давя на раму всей гружёной массой, что приводит к преждевременным поломкам при работе с тяжёлыми грузами, то ПФ — 1 снабжён собственной рамой, прикрепляемой под трактором на заднюю ось, которая равномерно распределяет всю нагрузку.

К тому же, на ПФ — 1 применяются несколько более мощные цилиндры, в то время как стрела и другие детали с механизмами производят из усиленного (утолщённого) металла. Следовательно, при всём внешнем родстве КУН на МТЗ разных моделей всё-таки имеет значительные отличия в эксплуатации.

Примечание

Многие мотористы-умельцы изготавливают необходимые им КУНы своими руками, производя вполне рабочее и приемлемое навесное оборудование. Это не значит, что нужно и можно отказаться от приобретения качественного заводского продукта, но не исключает такой возможности.

Тем не менее, любой самодельный КУН, даже изготовленный по всем правилам и нормам, безусловно, проигрывает в техническом отношении своим заводским аналогам.

Как сделать КУН на трактор своими руками

Самодельный КУН на МТЗ — это специальное навесное оборудование, которое призвано расширить функциональные возможности трактора. Установка на заднюю навеску трактора МТЗ самодельного или купленного КУН улучшает работу машины.

Для чего предназначен КУН на МТЗ

В движение такое оборудование приводится гидросистемой, что позволяет выполнять следующие виды работ:

  • Строить дома за городом.
  • Ремонтировать дорожное покрытие.
  • Проводить различные землеройные работы.
  • Осуществлять погрузочно-разгрузочные работы.

КУН на заднюю навеску трактора: какое оборудование можно применять

Устанавливаемая самоделка на минитрактор с КУНом может быть двух видов:

  1. Оборудование типа ПФ-1, которое обладает собственной несущей рамой. Крепится такой самодельный КУН на трактор, что защищает машину от перевертывания. Весит такое оборудование около 900 кг, приводится в движение гидравлическими цилиндрами, имеет грузоподъемность в 1 т и скорость в 20 км/час.
  2. На заднюю навеску МТЗ 82 ставится и ПКУ-08, которое является более современной модификацией ПФ-1. Прикрепить самодельный КУН или КУН, собранный своими, на трактор несложно. Но стоит учитывать, что ПКУ-08 отличается МТЗ переносить меньше груза, чем предыдущая рука оборудования. Весит ПКУ-08 всего 700 кг, скорость развивает до 20 км/час, а поднять за один раз способен 800 кг груза.

Модель куна на МТЗ 80 или на МТЗ 82 производится на заводе Сальсксельмаш, который специализируется на сельскохозяйственной технике. КУН 10 является функциональной и практичной стрелой, созданной специально под указанные модели МТЗ. Кун устанавливать можно и на китайский трактор. Хотя именно с минской техникой оборудование работает лучше. Среди преимуществ КУН 10 стоит отметить такие характеристики, как:

  • Универсальность. Трактор «Беларус» способен быть погрузчиком, выполнять землеройные работы, как экскаватор. Применяют машину и в качестве бульдозера или планировщика.
  • Компактность. Установка КУНа 10 на МТЗ позволяет применять технику в городе и на строительных площадках небольшого размера. Поэтому такой трактор применяют постоянно для обустройства территорий, копания ям и траншей, прокладки коммуникаций и т.д.
  • Высокий уровень производительности.
  • Надежность.
  • Неприхотливость в эксплуатации.
  • Простота в использовании.

КУН для колесных тракторов имеет такую конструкцию:

  1. Стрела, которая управляется четырьмя гидравлическими механизмами, два из них применяются, чтобы поднимать грузы, а еще два — для регулирования угла наклона ковша.
  2. Привод, который приводится в движение шасси. Его система выполняет и опцию коннектора, с помощью которого происходит присоединение к трактору.
  3. Панель управления стрелой устанавливается в кабину трактора.
  4. Ковши могут иметь разный объем, который варьируется от 0,35 до 1,5 м³.

Характеристики самодельного агрегата

Самодельный КУН на минитрактор: особенности монтажа. Завод-изготовитель предлагает ковши разного объема, вилочное оборудование (нужно для сельского хозяйства и погрузочно-разгрузочных работ), грабельные решетки, чтобы собирать сено, солому, скошенную траву. Продаются отдельно захваты для бревен, поэтому КУНы используют для заготовки леса. Дополнительно существуют захваты для тюков и рулонов. В магазинах можно найти и челюстные отвалы. Базовая комплектация на самодельный КУН для минитрактора может меняться.

Читайте также:  Растения в пластиковых трубах

Размеры КУНа 10 могут быть разными, что зависит от модификации оборудования. Грузоподъемность грабельной решетки, отвалов и захватов бывает 500 и 800 кг. Ковш оборудования поднимается на высоту в 2,5 м, а грабельная решетка — на 3,5 м. Угол разгрузки ковша, в среднем, составляет от 55 до 65º. Производительность и размеры оборудования зависят от шасси, которое нужно смонтировать на самодельный минитрактор или другую самоходную установку.

Покупать навесное оборудование дорого, поэтому можно сделать КУН для МТЗ своими руками. Собирается и устанавливается такой инструмент просто, только нужно составить схему оборудования и обозначить на ней место, где он будет крепиться на колесном тракторе. Крепится самодельный КУН на заднюю навеску МТЗ 80 или 82. Это гораздо проще, чем ставить КУН 10, который выпускается в фронтальной модификации.

Самодельный трактор отличается от заводского и имеет несколько существенных преимуществ:

  • Удобство в креплении.
  • Подбор длины и высоты, которая необходима для конкретных работ на земле или на стройке.
  • Можно использовать подручные материалы, которые остались от другой техники.

Для того чтобы сделать КУН на самодельный или заводской трактор, нужно запастись следующим оборудованием:

  • сварочным аппаратом;
  • инструментами, чтобы кроить и резать металл;
  • кувалдой;
  • молотком;
  • разводными ключами.

Если нет опыта сварки, то стоит найти специалиста, который умеет работать с аппаратом. Это определяет качество и надежность сварочных швов, от которых во многом зависит монтаж и длительность использования КУНа.

Как своими руками сделать КУН для МТЗ

Обязательно нужно сделать чертежи самодельного КУНа, чтобы не возникли проблемы с кроением металла на отдельные элементы. Рассмотрим, как сделать самостоятельно такое оборудование:

  1. Понадобятся профили и листовой металл. Толщина материалов должна отвечать той нагрузке, которая планируется.
  2. Необходимо приобрести несколько гидравлических цилиндров — 2 больших, чтобы поднимать ковш, и 2 меньшего размера. Они нужны для регулировки уровня наклона и параметров оборудования.
  3. Цилиндрические шарниры, без которых невозможно собрать всю конструкцию колесного агрегата.

Когда в наличии все необходимые инструменты и материалы, то можно приступать к процессу сборки КУН своими руками.

Найти чертежи и схемы можно в интернете, на специализированных форумах и сайтах или же составить самостоятельно.

Это позволит раскроить металл так, чтобы было минимальное количество отходов. Можно обратиться в проектные фирмы, где сотрудники помогут создать хороший чертеж будущего навесного оборудования для трактора.

Погрузчик должен состоять из двух рам прямоугольной формы. Одна из них — внешняя — должна быть большего размера. Именно она агрегируется, т.е. присоединяется на задний трактор трактора. Внутренняя прямоугольная рамка вырезается из листового железа. Снизу на раме надо приварить большие гидравлические цилиндры, а сверху — установить распорку. Она нужна для того, чтобы создать ребро жесткости.

Большая часть конструкции — это навесная стрела, составляющая больше 70%. Для ее монтажа понадобится помощь другого человека, который должен знать, как установить ее правильно. Изделие ставится поближе к каркасу и связывается с цилиндром. Потом к нему нужно прикрепить среднюю часть, после чего навешивается ковш. Стоит учитывать такой важный нюанс, как соотношение длины стрелы и стабильности трактора. Если вылет стрелы составляет больше 2 м, тогда на переднюю раму нужно установить противовес. Это позволит МТЗ прочно стоять на грунте и не крениться в разные стороны во время переноса грузов.

Устанавливаемый ковш изготовляется самостоятельно, тоже из листового металла. Сварить элементы надо так, чтобы получилась конструкция, похожая на бумеранг. У него должно быть 3 точки крепления — в центре и по краям.

Распылители я довольно быстро нашел в одном коллективном хозяйстве и тут же приступил к работе.

Сразу приведу перечень необходимых материалов и деталей, которые потребовались при изготовлении опрыскивателя. Это металлическая бочка емкостью 200 л; стальные уголки сечениями 90×58 и 50×50 мм; стальные трубы круглого сечения (диаметром 32 мм), а также квадратного и прямоугольного сечения (соответственно 50×50 и 50×25 мм); труба из твердого поливинилхлорида (диаметром 32 мм) и шланг из мягкого поливинилхлорида (диаметром 16 мм); электрический насос на рабочее напряжение 12 В; ходовой винт Тг 14×3 LH длиной 400 мм.

Из оборудования понадобились сварочный аппарат, электродрель и обычный набор ручных слесарных инструментов.

Потребовалось еще выточить на токарном станке два переходника для соединения насоса со шлангом и шланга с навесной штангой, заглушку на штангу и штуцер.

Чертежи опрыскивателя для трактора

Опрыскиватель по конструкции очень прост. Он состоит из мощной рамы, которая четырьмя болтами крепится к самодельной передней навеске трактора МТЗ-80; шарнирной рамки, напорной штанги с четырьмя распылителями и резервуара с раствором.

В резервуаре, в 50 мм от дна, подвешен насос от автомобильной электромойки НЦ-300 на 12 В. Производительности насоса вполне хватает для работы опрыскивателя.

Включается опрыскиватель из кабины трактора обычным тумблером, который напрямую замыкает плюсовой провод электрического кабеля, идущего к насосу. Раствор от насоса по шлангу поступает к напорной штанге и через распылители попадает на обрабатываемую поверхность.

Напорная штанга с распылителями прикреплена к шарнирной рамке, следовательно, она подвижна по отношению к раме опрыскивателя, то есть ее высоту можно менять. Для этого имеется подъемный механизм, позволяющий регулировать расстояние от штанги до земли в зависимости от высоты растений, глубины борозд в почве, направления и силы ветра.

Теперь подробнее остановлюсь на особенностях конструкции опрыскивателя и изготовления каждого его узла.
Рама сварена из отрезков стальных профилей различного сечения: уголков 90×56 и 50×50 мм, квадратной и прямоугольной труб 50×50 и 50×25 мм, полос 50×10 мм, а также косынок толщиной 8 мм.

В кронштейнах рамы просверлены четыре отверстия диаметром 12,5 мм для болтов М12 крепления опрыскивателя к самодельной передней навеске трактора. Отверстия в ложементах рамы предназначены для четырех болтов того же размера, фиксирующих резервуар с раствором.

Читайте также:  Почему подтекает новый унитаз

Подъемный механизм состоит из ходового винта с левой трапецеидальной резьбой Тг 14×3 LH (можно использовать винт и от «жигулевского» домкрата), ручки и двуплечей подъемной планки. Планка сварена из упорной втулки, двух плечей — отрезков трубы 32×3 мм и двух кронштейнов — отрезков уголка 50×50 мм.

Конструктивно рама опрыскивателя неразрывно связана с подъемным механизмом, поскольку перед его сборкой ходовой винт сначала был ввернут в гайку, заложенную в торцевое отверстие стрелы рамы, и только потом на конец винта наварена первая упорная шайба, затем надета двуплечая подъемная планка и наварена вторая упорная шайба.

Шарнирная рамка тоже собрана с применением электрической сварки из отрезков труб диаметрами 32 и 25 мм, ушек и косынок из листовой стали толщиной соответственно 8 и 3 мм. К раме опрыскивателя рамка присоединена, естественно, шарнирно двумя болтами М12.

Вращая винт при помощи ручки, можно увеличивать или уменьшать высоту подъема напорной штанги относительно поверхности земли.
Напорная штанга представляет собой пластмассовую трубу диаметром 32 мм, которая тремя струбцинами притянута к траверсе шарнирной рамки. Левый (по ходу трактора) конец штанги закрыт дюралюминиевой заглушкой, а правый — через переходник соединен с питающим шлангом. Хомуты на концах штанги служат для уплотнения соединений и не позволяют раствору просачиваться наружу.

Внизу в штанге на расстоянии 700 мм друг от друга просверлены четыре отверстия диаметром 13 мм под корпуса распылителей. Корпуса вместе с распылителями взяты от промышленного опрыскивателя марки ОПШ-1.5.

Последний агрегат конструкции — резервуар — сделан из 200-литровой бочки с толстыми стенками. Толстые стенки нужны потому, что при изготовлении резервуара использовалась электросварка.

На верху бочки — люк, а внизу — две пластинчатые опоры для установки на раме опрыскивателя. Через люк в резервуар введен насос и подвешен там на тонком тросе (от сцепления мотоцикла) к специально приваренной скобе.

Люк закрыт крышкой, в которой прорезано отверстие для выхода питающего шланга и электрического кабеля насоса. Крышка четырьмя болтами М8 прижата к фланцу, приваренному к верху люка.

На изготовление опрыскивателя у меня ушло всего несколько дней. Затем — испытания. Залил в емкость воды и включил насос. Первое, что увидел из кабины трактора, как радуга заиграла всеми своими цветами на тончайшей пленке веерного распыла. Щелкнул тумблером — радуга погасла. Корпус раслы-лителя устроен таким образом, что при прекращении давления жидкости специальные манжеты под действием силы сжатия пружин перекрывают доступ жидкости к распылителям. Так что вне рабочего процесса на землю не попадает ни капли раствора.

Опрыскиватель захватывает четыре ряда картофеля при ширине междурядий 70 см. Я навешиваю его, как уже упоминал, на самодельную переднюю навеску трактора. Сзади трактор агрегатирую с культиватором-окучником. Таким образом, можно одновременно выполнять две операции — опрыскивание и междурядную обработку. Это удобно: экономятся время и топливо, да и меньше уплотняется почва колесами. Две операции за один проход— это уже передовое слово в агротехнике. Там, где сельскохозяйственному производству уделяется большое внимание, подобным никого не удивишь. У нас же это пока еще в новинку.

Кстати, опрыскиватель можно использовать не только в борьбе с колорадским жуком. Картофелеводы знают, как важны для развития корнеплодов минеральные удобрения. Один из самых сильных эффектов при выращивании картофеля дает внекорневая подкормка растений, когда в период формирования клубней на листья картофеля напыляют малыми дозами насыщенный водный раствор минеральных удобрений.

Рассказывать о том, какие биохимические процессы происходят в это время в результате такой процедуры в растении, слишком долго. Скажу коротко: подкормка очень полезна для урожая. Но опять же — без специальной машины этот технологический процесс невозможен, а самодельный опрыскиватель легко справляется и с этой работой. Так что он работает на урожай сразу с двух направлений!

Хотелось бы упомянуть еще вот о чем. Раствор в резервуаре должен быть тщательно перемешан. Как этого добиться? Можно, конечно, через заливную горловину хорошенько пошуровать какой-нибудь длинной палкой. Но я делаю по-другому. Разрезал питающий шланг в середине и ввел в разрез соединительный штуцер.

Теперь, залив раствор в резервуар и предварительного размешав его чистой палкой, я отсоединяю конец верхнего шланга от штуцера, опускаю в бочку и включаю насос. Нескольких минут достаточно, чтобы струя из шланга тщательно перемешала раствор до однородного состояния. Затем надеваю шланг на штуцер и стягиваю хомут. Все, можно начинать работу.

Производительность моего опрыскивателя (при наличии запаса воды у кромки поля) — до одного гектара в час. Качество распыла и равномерность покрытия очень высокие. Огрехов, необработанных мест практически не остается.

. Всегда приятно видеть результаты собственного труда. И когда на закате солнца стоишь на кромке своего поля, любуешься ровными рядами зацветающего картофеля, вспоминаешь, как пахал весной, как сажал клубни в черную, без единой травинки почву, а потом изо дня в день наблюдал за тем, как сначала несмело проклевываются из земли первые ростки, затем все сильнее идет в рост картофельный куст, и понимаешь, что все это вызвано к жизни твоими стараниями, твоими руками, вот тогда не остается в душе места ни сомнениям в правильности выбранного пути, ни тревогам — ничему, что могло бы поколебать веру в себя, в свои силы.

Свободный труд на своей земле — чего еще желать человеку, имеющему крестьянские корни? Тем более, что сегодня есть возможность сделать его более творческим и менее тяжелым, механизировать многие трудоемкие операции. И каждый самодельный агрегат — еще один шаг на этом пути, еще одна маленькая победа, еще один успех в жизни.

Примеры навесного оборудование: видео


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector